На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Виктор Мартынюк

242 подписчика

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    точно статья ни о чем . пол страны мужиков снимает напряг .да и врачи советуют..а тут попался не просто человечек а ц...Казус Дзюбы: след...
  • Константин Самарин
    Не понятно, а что это чмо с напомаженной рожей, и наманикююренными руками, на этом форуме делал? Для него привычнее г...Тик-токер против ...
  • Наталья Середа
    Наверно и экономисты такие были на форуме, как милохин.Тик-токер против ...

Быть ли Богу в российской Конституции?

Патриарх Кирилл на торжественном приёме в честь годовщины своей интронизации заявил, что неплохо было бы в Конституцию России ввести упоминание о Боге. Коль скоро работа над поправками в Основной закон уже ведётся.

Президент Владимир Путин и Патриарх Кирилл. Фото: Сергей Власов, Patriarhia.ru

При этом он напомнил, что вообще-то в нашем гимне уже такое упоминание имеется — «Хранимая Богом родная земля».

Интересно, что буквально за неделю до предстоятеля РПЦ с такой же инициативой выступил известный православный бизнесмен Константин Малофеев. И идея его нашла поддержку среди представителей традиционных религий (их отзывы подробно привёл «Царьград») А наши законотворцы в комментариях прессе высказались аккуратно: идея есть — идею рассмотрим.

Спешить с прогнозами здесь я бы поостерёгся — тут как раз тот самый хрестоматийный случай, когда действительно всё не так однозначно. Во-первых, не все предложения Патриарха до сих пор становились законами. Самый яркий пример из недавнего — государство не стало запрещать аборты и даже ограничивать их проведение исключительно медицинскими показаниями. Кроме того, голос Патриархии не был в итоге услышан и при решении судьбы Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Власть, как несложно заметить по последним примерам, в резонансных общественных битвах верующих с атеистами старается равноудаляться: где-то подыграет одной стороне, где-то другой.

Если же говорить о Конституции и перспективах включения в её текст упоминания о Боге, то здесь куда интереснее не сам факт, а его контекст. Скажем, преамбула Конституции Германии выглядит так.

«Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевлённый желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединённой Европе, немецкий народ в силу своей учредительской власти дал себе настоящий Основной закон»

То есть это такая же «Хранимая Богом родная земля» из нашего гимна, который подавляющее большинство россиян слышат раз в году под звон бокалов.

А вот как Всевышнего поминают в своей Конституции поляки:

«...Мы — польская нация — как верующие в Бога, являющегося источником истины, справедливости, добра и красоты, так и не разделяющие этой веры, но выводящие эти универсальные ценности из иных источников… вводим Конституцию Республики Польша как основной закон для государства»

Как мне видится, обновлённая преамбула нашей Конституции, если пожелания с Чистого переулка будут учтены, может выглядеть как нечто среднее между немецким и польским примерами.

При этом, памятуя о многоконфессиональности и стремясь избежать малейших лексических кривотолков, законодатель вполне может вместо Бога указать компромиссное «Творец».

Однако изменения могут коснуться и нынешней 28-й статьи Конституции, где как раз утверждается светский принцип государства. Да, Патриарх Кирилл в ходе торжественного приёма говорил лишь об упоминании Бога и не оспаривал светский тип государства, но, во-первых, наши депутаты и сенаторы любят «творчески расширять» поставленные перед ними задачи, а во-вторых, за поданной во время застолья идеей может последовать и оформленное на адрес Конституционной комиссии предложение.

Как тогда может быть представлено Православие в обновлённом «Основном законе»? Как и в случае с вводной частью, здесь тоже есть испытанный временем пример. Статья 8 Конституции Италии утверждает равенство всех религий перед законом и тут же уточняет:

«...конфессии, отличающиеся от католических конфессий, имеют право создавать свои собственные уставы, если они не противоречат итальянской правовой системе»

То есть и католики в приоритете, и остальные не в обиде.

Судя по первой реакции общество пока толком инициативу православного бизнесмена Малофеева и Патриарха Кирилла не «распробовало» — основные дискуссии, а может и сетевые битвы атеистов с ортодоксами ещё впереди.

автор: Вася Ложкин

Но вот что объективно: упоминание Бога в конституциях Германии, Польши и ряда других стран, как мы видим, не мешает живущим там людям грешить от души. Берлинские гей-парады проходят по расписанию и стали там вполне себе культурной скрепой. Да и Польша с Италией по этой части не отстают.

Нужно ли упоминать Бога в российской Конституции? Что думаете?

Картина дня

наверх