Виктор Мартынюк

235 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Рубшин
    Не согласен с автором на все 100%, ипотека выход...И хата по итогу будет твоей, а не дядиной!«Зато своя!» Поче...
  • Виктор Борисов
    ...Вы правы«Зато своя!» Поче...
  • Татьяна Александровна Шаталова
    Это не инфантилизм. это страх. Боязнь заглянуть в будущее. Потому, что будущего НЕТ в нашей стране.«Зато своя!» Поче...

Сталин, Бузова и Миф

Спектакль «Чудесный грузин» во МХАТе — тот самый, где одну из ролей играет Ольга Бузова — я посмотрел совершенно бесплатно, накануне премьеры. Есть такая практика у театров — приглашать на генеральные прогоны прессу и критиков, чтоб они уже подготовили почву для основного зрителя, который пойдёт смотреть постановку за свои кровные.

Сталин, Бузова и Миф

Я намеренно решил со своей рецензией не спешить, ведь реакция широкой общественности в соцсетях, а также критиков в своих изданиях — предмет для изучения ничуть не менее интересный. Конкретно, мне было любопытно: напишет ли хоть кто-то нечто более-менее содержательное о самом спектакле, будто бы и не было там никакой Бузовой?

Пусть и не обольщался, но всё равно разочарован. Коллеги, товарищи, ну нельзя же так! Вы, заламывая руки, вопрошаете «Доколе!», оплакиваете русский академический театр, который погубила Ольга Бузова, негодуете, что она заполонила собою всё — и… сами же заполоняете одной лишь ею свои пространные рецензии. Будто речь идёт о моноспектакле экс-ведущей «Дома 2». Потрясающая глупость, не так ли?

Постановка, в которой Бузова появляется суммарно минут 15-20 не больше (а спектакль идёт 2 часа, плюс антракт), любопытна сама по себе. Прежде всего — выбранной темой, очень смелой.

Сегодня выйди на площадь, реальную или виртуальную, скажи «Сталин» — и «срач» обеспечен. Потому что полстраны, если не больше живёт в ожидании своего Вождя, некоего «собирательного Сталина», который и дороги сделает, и «ворьё» перестреляет, и сотруднице собеса накостыляет, и Европу с США «построит».

Я уверен, что реакция на спектакль «Чудесный грузин», сконцентрировавшаяся исключительно вокруг фигуры Ольги Бузовой, озадачила руководство МХАТа. Да, худрук Эдуард Бояков и завлит Захар Прилепин хотели хайпа, но явно не на имени одной лишь Бузовой, которая призвана была привлечь на спектакль свою аудиторию. А уж та бы и узнала, «каким он (Джугашвили) парнем был».

Да таким же, как они: влюблялся, дрался и, извините, сексом занимался (в спектакле есть немного и про это) — только не кололся, не записывал тик-токи и не занимался прочей праздной фигнёй. Зато стал Вождём.

Приглашённый актёр Театра Наций Георгий Иобадзе сыграл молодого Джугашвили убедительно. Хотя это и субъективная оценка, ведь реального героя образца 1902 года хроника по объективным причинам не запечатлела. Но, как минимум, явленный на сцене МХАТа образ не противоречил сложившимся стереотипам.

Фабула событий, в части подготовки и попытки восстания в Батуме, также не противоречит известным фактам того времени, а уже их интерпретация через действия героев — на совести авторов: драматурга Андрея Назарова и режиссёра-постановщика Ренаты Сотириади, которой билет в профессию выписал некогда сам Юрий Любимов.

На их же совести и персонаж Белла Шанталь, которой в реальности не существовало или, во всяком случае, нет достоверных свидетельств обратного. Говорят, что якобы образ Беллы списан с певицы Большого театра Веры Давыдовой, которой уже в наше время приписывали связь с будущим вождём, вот только родилась она в 1906 году и уже поэтому никак не могла спасать молодого Сосо от жандармерии.

Так что вся из себя мифическая Ольга Бузова сыграла мифического же персонажа, который, судя по комментариям Эдуарда Боякова, должен был стать собирательным образом «героини того времени». Я, правда, не вполне уверен, что певицы дореволюционных кабаре могли петь так неровно, как наша Оля, но авторы спектакля такое допущение сделали. Их право! Тем более (и это, кстати, важно), что «Чудесный грузин» заявлен как трагифарс.

Сталин, Бузова и Миф

Ольга Бузова в образе Беллы Шанталь. Фото: МХАТ им. Горького

Трагифарсом некоторые считают и гонорар за два спектакля, который получила исполнительница «Мало половин» — половину миллиона без малого. Но налогоплательщик может стать спокойно. Наполняемость большого зала МХАТа имени Горького — 1300 человек и оба спектакля прошли при полных аншлагах. А это значит, что, как минимум, гонорар свой Бузова точно отбила, даже многократно, учитывая цены на билеты, которые в премьерные дни доходили до 12 тысяч рублей.

Картина дня

наверх